Психологическая готовность ребенка к школе

Статья написана специально для сайта «Дагрепетитор»

Автор Аминат Абдулкадировна

 

Примерно к четырем–пяти годам жизни ребенка заботливые родители обычно задумываются о его готовности к школе, начинают ликвидировать пробелы в имеющихся знаниях и умениях. Чтение, письмо, счет — вот основные запросы школы и, соответственно, родителей к педагогу.

 

А что, если ребенок неусидчив, не привык внимательно слушать, «не хочет учиться» и не воспринимает авторитет взрослого?

Готовность к школе — это не только знания, умения и навыки, не только определенная сформированность психических процессов. А еще и психологическая зрелость (желание учиться, стать первоклассником), а также произвольность поведения (способность контролировать свое поведение, выполнять правила).

Большинство современных детей ходит в детские сады и развивающие центры. Однако подготовка к школе начинается в семье и буквально с первых самостоятельных шагов ребенка. Отмечу, что данный подход реализуем и к детям с проблемами в развитии, с поправкой на возраст и особенности конкретного ребенка.

Правильная организация жизни ребенка родителями задолго до школы — лучшая инвестиция в его будущее образование. Вот несколько общих моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.

 

1. Учимся играя.

Ни в коем случае не нужно с утра до ночи «муштровать» ребенка, ведь лучший способ обучения в дошкольном возрасте — это игра, только вдоволь наигравшийся ребенок по-настоящему захочет сесть за парту. «Серьезные» занятия не должны отнимать много времени, они лишь постепенно начинают занимать определенное место в жизни ребенка.

Честно говоря, в моей частной практике не наигравшихся детей совсем немного. Значительно больше тех, кто не научился играть по правилам и, уже поступив в школу, не может выполнять учебные задания.

 

2. Давай уберем за собой игрушки?

Казалось бы, такая мелочь, но формирует любовь к порядку и самоконтроль. Сначала малышу помогает убрать игрушки мама, потом постепенно это становится его обязанностью. Убрать игрушки на место, рассыпанные карандаши со стола, в дальнейшем — собрать портфель к школе, сделать уроки…

На моих занятиях есть определенный ритуал, который помогают поддерживать родители. Он заключается в приведении рабочего места в порядок. Когда я прихожу на занятие, рабочее место должно быть готово (тетради, ручка, карандаши, ластик). Это не только экономит наше время, но и позволяет ребенку психологически настроиться на занятие. Позанимавшись, мы также приводим стол в порядок, убираем пособия и игрушки. Это создает ощущение завершенности действия и приучает к порядку.

 

3. Занимаемся систематически.

Пусть это также станет ритуалом повседневности — вообще детям важны ритуалы (они задают ритм жизни, структурируют ее, помогают усвоить культурные ценности).

Это может быть совместное чтение и обсуждение сказки, собирание пирамидки или «Лего», раскрашивание. За столом или на ковре на полу — как удобнее. Главное — ребенок привыкает к систематическим занятиям в совместной деятельности с взрослым. Слушать и слышать.

В дальнейшем, если родители приглашают педагога (репетитора) для индивидуальных занятий, целесообразно делать эти занятия регулярными. Частые отмены со стороны родителей по неуважительным поводам (решили сходить в бассейн, пошли на день рождения, поехали на дачу и т.п.) показывают ребенку, что эти занятия, а в будущем и уроки в школе, не обязательны и их можно легко пропускать.

Давно заметила, что мы заражаем близких людей своим отношением и настроением. Если мама и папа знают, что учиться нужно, но в душе не считают это очень важным, они транслируют свое отношение ребенку. Они не только отменяют занятия, но и не интересуются успехами в учебе, отношениями с учителем, забывают проверить, сделаны ли домашние задания. В итоге ребенок, как правило, тоже знает, что учиться нужно («чтобы не стать дворником».

 

4. Стараемся доводить начатое дело до конца.

Ребенок собирал мозаику, потом ему надоело, и он решил поиграть в игру. Недоделанная мозаика, забытая в стороне, рассыпалась. Игра тоже надоела. Ребенок не привык сосредотачиваться на одном занятии и доводить начатое до конца, моментально теряя интерес. В данном случае я рекомендую поддерживать интерес ребенка к игре или упражнению (всем своим видом показывая, что вам самим это очень интересно), по необходимости помогая, развивая игровой сюжет и стимулируя интерес к конечному результату деятельности («Давай посмотрим, что у нас получится, если мы соберем все детали!»). Это формирует у ребенка способность к самоконтролю, а также ощущение успешности, гордости за достижения, так необходимые для дальнейшего познавательного развития.

На моих занятиях есть правило: доводим начатое до конца. Большинство детей, даже при частой смене видов деятельности на занятии, привыкли постоянно убегать: попить или поесть, поиграть в PSP или просто поговорить на отвлеченные темы (есть и такие детки!). Прерываться можно, только предварительно все доделав. Недочитанное предложение и недописанный пример мы не бросаем.

Это правило, признаться, бывает очень трудно реализовать. Особенно если ребенок заверяет, что не успел пообедать или умирает от жажды. Или ребенок очень активный и страдает дефицитом внимания. В условиях жажды или сильного голода продолжать занятие действительно невозможно. Но, прежде чем устроить переменку, мы вместе с ребенком договариваемся и находим компромисс: сделаем вот это, а потом отдохнем!

Гиперактивным детям, которым крайне трудно контролировать свое поведение, мы придумываем внешние средства-опоры: ждем, пока стрелка часов дойдет до определенной отметки или когда наберется некоторое количество наклеек (за каждое выполненное задание ребенок получает наклейку).

 

5. Давай договоримся.

Начинать договариваться с ребенком всегда лучше по-хорошему. Предположим, так: ты поможешь мне по дому, мы быстрее освободимся и, значит, быстрее пойдем в парк. Если же родитель пообещал что-то, например, купить игрушку, обещание должно выполняться. На основе этого возникнет ценность безусловного обещания (и вообще ценность слова), основанная на авторитете взрослого, который эти обещания дает и выполняет. Выполняя обещания, будучи последовательным, родитель создает базу для доверительных, уважительных и, более того, партнерских отношений с ребенком.

6. Немного дисциплины не помешает!

В принципе, я не сторонница строгих мер воспитания и убеждена, что отношения взрослого и ребенка должны строиться на взаимном уважении, доверии и интересе. И любви, конечно. При этом часто говорю родителям, что любовь и дисциплина не исключают, а дополняют друг друга.

Дисциплина — это выполнение основных режимных моментов и заведенных в семье правил. Правила детям необходимы. Они структурируют жизнь ребенка и делают ее более предсказуемой, создают ощущение безопасности.

В конце занятий в качестве поощрений я часто использую символические призы для детей, рассказываю родителям о достижениях детей (в том числе и поведенческих). Естественно, похвала, как и критика, должна быть оправданной, а приз — заслуженным. Дети очень чувствительны к неискренности, а неоправданная, неискренняя похвала не только не полезна, но и вредна.

В конце занятия мы всегда подводим итоги: что понравилось, а что нет; что было сложно, как ребенок себя вел и т.п. 

Если в семье царит попустительский стиль воспитания и вседозволенность (смышленый шестилетний Артур на уроке позволяет себе класть ноги на стол и еще не знает, что к взрослым нужно обращаться на Вы), мне, увы, бывает достаточно сложно установить свои правила поведения. Практически невозможно, если мне не помогут родители. А родители часто полагают, что педагоги справятся и без них, на то они и педагоги. Я объясняю, что если я буду требовать от ребенка то, чего не требуют от него в семье, и ругать за то, что родители (самые важные для ребенка люди) не замечают, то я буду для ребенка поначалу «плохой». Основные правила поведения всегда устанавливаются в семье, а мною поддерживаются.

Родители Артура были удивлены, услышав, что мне нужна их помощь в установлении правил поведения и организации занятий в целом. Ведь обеспечить учебный процесс (и связанные с этим воспитательные моменты) — моя работа. Пришлось рассказать, какое количество времени и энергии трачу на каждом занятии, чтобы ребенок принял и выполнял мои правила. К счастью, они поддержали меня. Почувствовав, что родители на моей стороне и разделяют мои требования, Артур стал гораздо уважительнее и организованнее. Уверена, что это послужит залогом хороших отношений Артура с учителем, когда он пойдет в школу.

С Егором мы познакомились, когда он уже учился в первом классе. Кроме выраженных трудностей с успеванием по русскому языку и чтению в школе, Егор отличался неготовностью принимать правила поведения в классе (был рассеян и невнимателен, не слушался учителя). Понятно, почему отношения со школой сразу же не сложились: мальчик стал вызывать раздражение у учителя, не справлявшегося с ним. Познакомившись с семьей Егора, я увидела, что правила школьной жизни никак в ней не поддерживаются, начиная от режима дня (вовремя ложиться спать и вставать), заканчивая отношением к учебе (своевременное выполнение уроков). Результатом его психологической неготовности к школе стала не успешность в учебе и далее моментально — негатив к учителю и занятиям. Получился замкнутый круг, разорвать который уже не так легко.

Вседозволенность и любовь — разные вещи. Роль мамы и папы — разумно организовать деятельность ребенка и его отношения с окружающими, помочь ребенку понять, что есть взрослые (люди, которые много знают и умеют) и дети (те, которые, чтобы стать взрослыми, должны многому научиться). Взрослые устанавливают правила, потому что знают, как будет лучше для ребенка.

Итак, становится очевидным, что фундамент психологической готовности к школе и будущих личностных качеств закладывается постепенно, с раннего детства, и родители играют в этом процессе ведущую роль.